Солнце

  • Размер шрифта:

Символ Солнца сам по себе олицетворяет волю, центр между духом и материей.

Солнце. Атрибут персонифицированной ИСТИНЫ, поскольку в его свете все становится ясным.

Солнце, луна и звезды были созданы на четвертый день СОТВОРЕНИЯ МИРА. Иосиф , сын Иакова, видел сон о том, что они поклоняются ему. Солнце и луна изображаются в сцене РАСПЯТИЯ ХРИСТА . Жена Апокалипсиса, "облаченная в солнце", - дневное светило, естественно, занимающее среди всех небесных светил первое место. Многочисленные религии связывают понятие бога с Солнцем в небе; бог Солнца носит среде множества имен имя уничтожителя мрака (вавилонское: "кто освещает темноту, просветляет небо, кто там, внизу, как и наверху, уничтожает зло... Все князья радутся, взирая на тебя, все боги выражают свой восторг тебе..."). Культ Солнца египетского Амона-Ра был превращен фараоном Аменхотепом IV (Эхнатоном, 1365-1348 до н. э.) в монотеистическую систему ("Так прекрасно светишь ты, Солнце, на светлой поверхности неба, полное живой жизни, положившее вначале начало самой жизни..."). Только в Ветхом завете Библии - в противоположность культу Солнца "язычников" - Солнце рассматривается всего лишь как одно из двух "светил", которым Бог определил место на небосводе. В христианском образном мире восходящее все снова и снова на востоке Солнце является символом бессмертия и воскресения, и Христос отождествляется с Гелиосом в лучезарном ореоле на солнечной колеснице либо выступает судьей мира, окруженный солнцеобразным нимбом. Так как Христос также является властелином времени, то он связывается с установлением продолжительности дня по Солнцу, что особенно часто отображается в романском искусстве. Графическими символами Солнца наряду с известным нам кругом, окруженным лучами, традиционно является в основном знак круга с точкой в центре. В алхимии Солнцу соответствует блистающее золото ("Солнце земли, король металлов"), астрологически оно сопряжено с созвездием Льва. В общественном устройстве, основанном на доминировании мужского начала, Солнце большей частью мужского рода, как это соответствует наивному пониманию самого божества (исключение составляет разве только японская богиня Солнца Аматэрасу-омиками, которая, однако, сама является творением бога неба Идзанаки).

В областях, где существовала угроза засухи, Солнце со своим жаром могло принимать двойственное или даже негативное значение, или должно было благодаря крови принесенных ему в жертву людей усилить свою работу на небе. с тем чтобы, таким образом, влить во всё новые жизненные силы (Древняя Мексика).

Важнейшим культурным регионом, в котором почиталось Солнце, является, без сомнения, Древнее Перу, где Солнце рассматривалось в качестве родоначальника и покровителя народа инков. Инка Гарсиласо де ла Вега (1539-1616) описывает солнечный храм столицы Куско так: "Все четыре стены сверху донизу были покрыты золотыми плитами и брусками. В передней части, что над главным алтарем, стояла фигура Солнца, состоящая из золотой плиты, которая была вдвое толще по сравнению с плитами, какие покрывали стены. Фигура с ее круглым лицом и ее огненными лучами и пламенем была изготовлена из цельного куска точно так, как она изображалась художниками. Она была так велика, что занимала всю переднюю часть храма от одной стены до другой... По обеим сторонам от изображения Солнца располагались как его сыновья тела мертвых царей, набальзамированных таким неизвестным никому образом, что они выглядели как живые. Они сидели на своих, поставленных на золотые балки, золотых стульях, на каких они имели обыкновение сидеть... Врата храма были выполнены в виде покрытых золотом порталов. По стенам храма с внешней стороны проходили карнизы, сделанные из золотых, свыше локтя толщиной, досок, которые охватывали все здание словно венцом". Отождествление Солнца с золотом в южноамериканских Андах осуществлялось с такой последовательностью, как, очевидно, ни в каком другом месте, и символическая идеальная связь неизменности "благородного металла" с мумифицированием также бросается в глаза, как и в древнеперуанских храмах Луны, где женские предки главы рода облекались в серебро и почитались. В астрологии Солнце, как и в античности, рассматривалось в качестве одной из движущихся "планет", по зримому обращению которой вокруг Земли определялась продолжительность года. Как и Луна, Солнце считалось "главным светилом" со свойствами: "мужской, горячий, господствующий". Положение Солнца в зодиаке определяло, под каким "знаком" рождался человек. Солнце имело в созвездии Льва свой "дневной дом" и, возвышаясь, достигало Овна, а снижаясь, попадало в созвездие Водолея. В качестве солнечного цвета ценился оранжево-желтый, а из драгоценных камней сопряженными с Солнцем считались алмаз, рубин, топаз, хризолит и гиацинт. Согласно традиционной символике Солнце отвечало за царский и отцовский авторитет, за положение человека в мире , за славу и победу, за сердце, а также за силу воли и жизненную силу. Солнце и Луна, два физических мировых светила, в масонской символике - образы первого и второго наставника и надзирателя, они обозначают, что "каждый истинный свободный каменщик и брат как днем, так и ночью должен искать свет истины и никогда не впадать во мрак порока и нечистоты" (Баурнёпель, 1793). В иконографии Солнце изображалось большей частью как солнечное божество с лучезарным нимбом вокруг головы или в виде лучезарного диска с человеческим лицом. На доисторических наскальных изображениях в азиатских регионах нередко можно встретить человеческие фигуры с "солнечным колесом" вместо головы, окруженным зубцами, разделенным крестом, причем отдельные секторы состоят из точек (указание на календарное членение года?). В доисторическом наскальном искусстве Северной Африки встречаются картины с быками и баранами, похожими на египетские культовые изображения, у них на голове диск, и они называются "солнечными баранами" и "солнечными быками". На гербах Солнце изображалось в виде либо лица, либо диска в окружении прямых или прерывистых (мерцающих) лучей.

Существует традиционное различие между видимым и невидимым, доступным ощущениям. и осмыслению, внешним и внутренним Солнцем. В большинстве традиций Солнце - всеобщий Отец, а Луна - Мать, за исключением символических систем индейцев Америки, маори, тевтонов, народов Океании и Японии, где Луна представляет мужское, а Солнце – женское начало. Солнце и дождь - важнейшие плодородные силы, отсюда жених ассоциируется с Солнцем, а невеста — с лунной богиней, и Матерью-Землей. Непрерывно восходя и заходя, посылая лучи, которые могут быть то животворящими, то разрушительными, Солнце символизирует то жизнь, то смерть, а также обновление жизни через смерть. Весеннее Солнце - это 501 шу^ив. Солнечный диск с истекающими из него потоками вод олицетворяет сочетание Солнца и воды, жара и испарений, необходимых для любой жизни. Окруженное лучами Солнце и окруженное лучами сердце имеют ту же самую символику центра как места пребывания света и разума. Солнце в борьбе со змеей символизирует борьбу света и тьмы, небесных и хтонических сил. Солнце, стоящее неподвижно, находится вне времени. Это Вечное Сейчас, освещение, побег из времени и круга сансары. Солнце и Луна вместе символизируют мужское и женское начало в их единении. Символами Солнца являются: вращающееся колесо; диск; круг с центральной точкой; круг в окружении лучей; свастика; лучи, как прямые, так и волнистые, символизирующие как свет, так и жар Солнца.

Белое Солнце ассоциируется с солнечными животными, но Черное Солнце связано со змеей и хтоническими силами. В охотничьих цивилизациях Солнце считается Великим Охотником. Солнце иногда изображается как плод на Древе Жизни. Когда солнечное божество имеет мужской пол, Солнце изображается в виде правого глаза. «Дети Солнца» - это царственные, воплощенные боги. У некоторых племен Африки Солнце связано с женским началом, Матерью.

У бушменов это высшее божество. У алхимиков это разум. Планетарный знак Солнца, круг с центральной точкой, - символ pавершения «Великой Работы».

У индейцев Америки Солнце - всеобщий дух,сердце Неба. В некоторых племенах Солнце становится женским началом, Матерью, в других Солнце и Луна считаются мужчиной и его женой или братом и сестрой. Танец Солнца – один из важнейших ритуалов.

В астрологии Солнце - это жизнь, живучесть, воплощенный характер личности, сердце и его устремления.

У ацтеков: чистый дух, воздух, Кетцалькоатль; орел символизирует восходящее Солнце и небесное начало, а тигр или падающий орел - заходящее Солнце и земное начало. Хохлатая змея - солнечный символ.

Ацтеки и инки были «детьми Солнца».

У буддистов Солнце — свет Будды.

У кельтов - женское начало.

У китайцев ян, «великое мужское начало», Небо, глаз дня, активная сила, оживляющая землю.

У христиан Солнце - Бог-Отец, правитель и опекун вселенной, излучающий свет и любовь, Христос, «Солнце праведности», Логос, божественное начало в человеке. Солнце и Луна, изображенные вместе с распятием, означают двойственную природу Христа и силы природы, поклоняющиеся Господу Вселенной. Солнце - местопребывания архангела Михаила, а Луна — Гавриила. Фому Аквинского изображают с Солнцем на груди.

У египтян восходящее Солнце - это Гор, Солнце в зените - Ра, а заходящее Солнце - Озирис. Правый его глаз - Солнце, а левый - Луна. Гор, сражающийся с Сетом, принявшим облик змея Апопа, это сила Солнца сражающаяся с тьмой. Крылатый диск Солнца - символ солнечного могущества Ра, Атона и возобновления жизни.

У греков Солнце - глаз Зевса. Аполлон в облике Солнца убивает Пифона тьмы. У орфиков Солнце - «Отец всего», «Великий Создатель и питатель всего сущего, правитель мира». Солнце - сердце, а Луна печень вселенной.

У евреев: божественная воля и водительство.

У герметиков «Солнце - божественный оживитель всего», глаз Варуны. Индра - солнечный бог и побеждает дракона хаоса и тьмы, Вритру. Шива - Солнце, чьи лучи являются созидательной Шакти, несущей жизнь в мир. Солнце — это «мировая дверь», вход для знания и бессмертия. Строенное дерево с тремя солнцами символизирует Тримурти. Дерево с двенадцатью солнцами означает Адитьев, знаки Зодиака и месяцы года. Эти двенадцать форм солнца будут появляться одновременно, как одно в конце цикла проявления. У инков солнце изображается в форме человека с лицом в виде испускающего лучи золотого диска и считалось «предком». У иранцев Солнце - глаз Ормузда. «Тот, кто чтит Солнце, которое бессмертно, правит быстрыми конями... чтит Ормузда, чтит Архангелов, чтит свою собственную душу». Крылатый диск Солнца символизирует также Ормузда (Ахура Мазду). У мусульман это всевидящий, всезнающий Глаз Аллаха. У японцев Солнце - богиня женщин и змей Аматерасу; «та, что владеет великим солнцем», рожденная из левого глаза Идзанаги и от кого, как считается, происходит микадо - восходящее Солнце. Символ Японии.

У маори Солнце и Луна - глаза Неба.

У митраистов Митра – солнечный бог. Сол, его квадрига и Кауто обычно изображаются справа, а Луна и Каутопат слева от Митры.

У народов Океании чаще всего Солнце считается Матерью всего, Луна - Отцом, а звезды - детьми; в некоторых частях Океании Солнце и Луна считаются детьми первых мужчины и женщины. Солнце - «великое глазное яблоко».

У платоников Солнце - «автор всего видимого.., порождения, питания и роста». Тепло и свет Солнца - созидание и мудрость.

У пифагорейцев десять солнц - циклическое совершенствование.

У народов Скандинавии - глаз Одина (Бодана), всевидение. Солнце изображается в виде солнечного змея.

У славян солнечный бог изображается в облике прекрасного юноши или, временами, как рождающееся ежедневно и ежедневно же умирающее; в символике славян Солнце и Луна могуть меняться полами.

У шумеро-семитов солнечные боги Шамаш и Ашшур изображаются в виде крылатого солнечного диска.

У тевтонов: Солнце - женщина и Мать, а Луна - Отец.

У даосов Солнце - это «ян» и великая небесная сила; Солнце и Луна вместе символизируют сверхъестественное существо.

Солнце — символическое выражение Христа. Это толкование восходит к пророчеству Малахии 4:2, где говорится: «А для вас, благоговеющие перед именем Моим, взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его...» Солнце и луна изображаются в качестве атрибутов Девы Марии, ибо в Откровении 12:1 говорится: «...жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна». Солнце и луна часто присутствуют в сценах распятия: здесь они служат выражением скорби всего сотворенного о смерти Христа. Св. Фому Аквинского иногда изображали с солнцем на груди.

В большинстве культур — основной символ созидательной энергии. Солнце часто воспринималось как само верховное божество либо как воплощение его всепроникающей власти. Несмотря на геоцентрическую картину вселенной, которая доминировала в древней астрономии, некоторые самые ранние изображения устройства вселенной показывали солнце как символический центр или сердце Космоса. Как источник тепла, солнце представляет жизненную силу, страсть, храбрость и вечную молодость. Как источник света, оно символизирует знания, интеллект; аллегорическая фигура Правды в западном искусстве часто изображается с солнцем в руках. Как наиболее яркое из всех небесных тел, солнце — эмблема королевского величия и имперского блеска.

В большинстве традиций солнце — знак мужского начала, в Германии, Японии, кельтских регионах, Африке, у индейцев Северной Америки, в Океании и Новой Зеландии Солнце — женского рода. Оно было императорской эмблемой в Китае, знаком «ян» в даосской философской системе, но никогда не считалось верховным божеством в китайском пантеоне. Подобно многим другим народам, китайцы символически выразили разрушительные аспекты солнечной мощи в мифе о том, как множество солнц разогрело землю до раскаленного состояния: десять солнц отказались нести свои небесные вахты по очереди и вышли светить одновременно; Бог-стрелец вынужден был убить девять из них, чтобы восстановить космическое равновесие. Характерная солнечная эмблема в Китае — красный диск с трехногим вороном, символизирующим три фазы солнечного положения в течение дня: восход, зенит и заход.

Наиболее сложные культы Солнца существовали в Перу, Мексике и Египте. Древние инки особо подчеркивали, что являются «детьми Солнца»; перуанский бог Солнца изображался в виде человека с дискообразным золотым лицом. В ацтекском культе Пятого Солнца бог войны Уицилопочтли требовал новых и новых жертв для поддержания сил солнца — защитника человеческой расы. Эта ужасающая история, характеризующая ацтекскую кровожадность, абсолютно противоположна скандинавской легенде о смерти молодого красивого бога света Бальдра, но обе эти легенды основаны на символической теме солнечного затмения, его исчезновения в ночные часы или сезонного усиления и уменьшения силы е го свечения. Египетский миф описывает еженощное путешествие Солнца на барке через опасности загробного мира и ежеутреннее его появление из пасти змеи.

Японский миф предлагает несколько фарсовую трактовку этой темы: богиня солнца Аматэрасу пряталась в пещере, и потребовалась хитрость, чтобы выманить ее оттуда. В некоторых культурах существовало сразу несколько божественных персонификаций солнца: в Египте Керпи — бог-скарабей восходящего солнца, Гор — дневного, Ра — солнца в зените, а Осирис — бог заходящего солнца.

В Древней Греции солнце представлял Гелиос, в то время как древнеримского Сола время от времени заменял Аполлон, представляя сияние солнечного света.

С другой стороны, солнце часто представлялось сыном верховного бога, а иногда символизировало его взгляд или его сияющую любовь.

В Древней Греции солнце считалось глазом Зевса, в Скандинавии — Одина, в Иране — Ахуры Мазды (иногда называемого Ормуздом), в Индии — Варуны, Мухаммад называл его глазом Аллаха. Солнце почитается как свет Будды у буддистов, Великого Духа — у индейцев Северной Америки, Бога-Отца — в христианстве. Христос — «Солнце правды» — занял место популярного в поздней Римской империи бога Митры — символа возрождения Непобедимого Солнца.

В иконографии солнце изображается целым рядом символов и знаков: золотым диском, диском с лучами и крыльями (часто встречается на Ближнем Востоке), полудиском с лучами (Нихон — «восходящее солнце» — японская императорская эмблема), кругом с точкой в центре (символ самопознания в астрологии), звездой, спиралью, кольцом, колесом, свастикой (или другими крестообразными знаками, передающими вращение), сердцем, розеткой, лотосом, подсолнечником, хризантемой. Солнце могут также символизировать бронза, золото, желтый или красный цвет, алмаз, рубин, топаз, крылатая или оперенная змея, орел или орел со змеей, сокол, птица Феникс, лебедь, лев, баран, петух или бык. Часто повозку в которой едет солнце, тянут золотые или белые лошади, иногда лебеди. «Черное солнце» — алхимический символ необработанного, первичного состояния вещества.

© Demon

http://otomiru.54.com1.ru/history/sun.html




RSS лента ВСЕГО блога с комментариями RSS лента ВСЕГО блога БЕЗ комментариев RSS лента этой КАТЕГОРИИ с комментариями RSS лента этой КАТЕГОРИИ и БЕЗ комментариев RSS лента ЭТОГО ПОСТА с комментариями к нему

БОГ СОЛНЦА

  • Размер шрифта:

Гелиос - бог солнца (или само солнце), сын Гипериона и Тейи (Фейи).
Гелиос принадлежал поколению титанов, был сыном титана Гипериона и титаниды Тейи, братом Эос (Зари) и Силены (Луны).
Каждое утро он появлялся на солнечной колеснице, запряженной четверкой белых, крылатых и извергающих огонь коней (их имена - Свет, Блеск, Гром и Молния) опускался в Океан на западе, чтобы пересесть в огромную круглую барку.
Имелись две солнечные страны Эйи, куда были поселены дети Гелиоса: на востоке царь страны Эйи Ээт, на западе - волшебница Кирка (Цирцея). (Впоследствии восточная Эйя была отождествлена с Колхидой) Нельзя было попасть в эти страны ни морем, ни воздухом, так как плавающие ворота, которые в них вели, захлопывались, раздавливая любой корабль и морское животное, и даже птицу, если, конечно, это не орел Зевса.
На земле Гелиосу принадлежали стада (семь стад коров и столько же овец), которые под присмотром двух нимф - Фаэтисы (Фаэтусы) и Лампетии (Сияющей и Блистящей) паслись на острове Тринакия, который был впоследствии отождествлен с Сицилией.
От дочери Океана Персеиды Гелиос имел волшебницу Кирку, Ээта, Пасифаю (жену царя Крита Миноса) и Перса. От нимфы Роды у Гелиоса было семь дочерей Гелиад. Климена, сестра Персеиды, родила Гелиосу также семь дочерей и сына Фаэтона. Именно он нарушил установленный богами порядок.

---

Амон-Ра-сонтер (греч.) - Амон-Ра-несут-нечер (егип.)
Функция. Бог солнца. Амон Фиванский изначально был фиванским небесным божеством, впоследствии изваяния Амона окрашивали в голубой, небесный, цвет. После отождествления с богом солнца Ра (XVIII Династия), Амон-Ра почитается как "царь всех богов" и считается богом-творцом. С Амоном связано обожествление фараона, почитавшегося в качестве его сына во плоти: считалось, что фараон рождается от брака Амона и царицы-матери, к которой бог является в образе ее мужа. Амон и фараон едины, как владыки мира. Играет ведущую роль в каранационных мистериях. Генеалогия. Муж Мут или богини Амаунет, отец Хонсу.
Местоположение. Вместе с Мут и Хонсу составлял фиванскую триаду. Один из гермопольской огдоады (Великой Восьмерки): Амон и Амаунет являлись одной из четырех пар гермопольской огдоады. Значения имени. "Сокровенный", "сокрытый", "невидимый", "незримый".
Иконография. Изображался в виде человека в короне с двумя высокими перьями и солнечным диском, держащим в руке иероглиф "анх" ("жизнь") или в виде человека с головой барана. Телом - голубого цвета, что указывало на связь Амона с небом.
Священные животные. Баран, белый гусь, змей.
Центр культа. Фивы, Луксор, Карнакский храм (крупнейший и наиболее древний).
Отождествление. Мин, Амон-Ра, Ра, Хапи, Нун, Птах, Себек, Хепри, Хнум.
В Древней Греции - Зевс, Серапис.

---

Атум - у древних египтян один из древнейших богов, бог солнца, демиург. Изображался человеком с двойной короной на голове. Атум - бог вечернего, заходящего солнца (ср. с богом солнца Ра). Гор (Хор)
Функция. Бог Солнца. Олицетворял небо и свет. Согласно одному из мифов, Гор был богом неба, а солнце и луна - его глазами. Являлся покровителем власти фараона.
Генеалогия. Сын Осириса и Исиды.
Начало появления культа.
Преддинастическое время.
Иконография. Изображался в виде сокола, в виде человека с головой сокола или в виде солнечного диска с крыльями сокола.
Священное животное. Сокол.
Центр культа. Повсеместно.
Ипостаси. ипостасей Гора и богов, родословная или иконография которых берут свое начало среди представлений о солнечном соколе, - более 20.
Хароерис (Гор Старший, Великий Гор) - изначальный бог, ранняя ипостась Гора, от которой позднее произошли другие ипостаси. Бог света. Изображался в виде сокола с распростертыми крыльями, летящим сквозь мировое пространство. Его глаза - Солнце и Луна. В зависимости от направления полета божества меняются время суток и времена года. Брат Осириса и Сета, сын или муж Хатхор. Харвер ("Великий Хор") - одна из древнейшх ипостасей. В Додинастическую эпоху, жители нильского побережья чтили других солнечных богов - Хора и Вера. Хор являлся богом Солнца, а Вер - богом Неба и Света, но посколку Вера также как и Хора изображали солнечноглазым соколом, их образы в мифологии часто сливались. Одна из ипостасей Хора постепенно отождествилась с Вером, в результате чего возникло новое божество - Харвер
Харпократ (Гор Младенец) - олицетворение утреннего (новорожденного) солнца. Сын Исиды.
Изображался в виде ребенка, кормящегося грудью Исиды или в виде сидящего ребенка, сосущего свой большой палец.
Харсизис (Хор-сын Исиды) - сын Осириса и Исиды, зачатый благодаря волшебным силам: после убийства Осириса Сетом Исида, отыскав с помощью Нефтиды тело мужа, погребла его и, зачав от мертвого Осириса, родила сына Хора, который должен был отомстить Сету.
Хор Бехдетский - олицетворение полуденного солнца. Изображался в виде крылатого солнечного диска или в виде сокола (ястреба).
Хорахте - Гор - обитатель горизонта.Харсомт - Гор - объединитель обеих Земель.

---

Даждьбог Сварожич Дабог, Дажбог, Дабуша. “Дающий Бог“, “Податель всех благ“. Бог Солнца, сын Сварога.
Даждьбог был у языческих славян богом Солнца. Имя его не от слова “дождь“, как иногда ошибочно думают, оно означает - “дающий Бог“, “податель всех благ“. Славяне верили, что Даждьбог ездит по небу в чудесной колеснице, запряженной четверкой белых огнегривых коней с золотыми крыльями. А солнечный свет происходит от огненного щита, который Даждьбог возит с собой. Дважды в сутки - утром и вечером - он пересекает Океан-море на ладье, которую тянут гуси, утки и лебеди. Поэтому славяне приписывали особую силу оберегам-талисманам в виде уточки с головой коня.
У Даждьбога была величавая поступь и прямой взгляд, не знающий лжи. И еще дивные волосы, солнечно-золотые, легко летящие по ветру.глаза у всех троих были одинаковые, синие-синие, как чистое небо в солнечный полдень, как промоина в черных грозовых тучах, как синяя, нестерпимая сердцевина костра.
Сын Неба возит чудесный щит на легкой колеснице, запряженной четверкой белоснежных коней, начал озарять красы и дивные дива Земли: поля и холмы, высокие дубравы и смолистые сосновые боры, широкие озера, вольные реки, звонкие ручейки и веселые родники-студенцы .

---

Курикавери ("большой огонь") - в мифологии тарасков (индейского племени Мексики): бог Солнца и огня. Согласно мифам, К. - самый могущественный и щедрый, по его воле люди живут и имеют всё необходимое для существования. К. изображался как в антропоморфном, так и в зооморфном виде (орёл, индюк, койот и др.). К. считался покровителем воинов и правителей. В его честь жгли по праздникам огромные костры, а жрецы в храмах поддерживали постоянный огонь. В жертву К. приносили плоды, цветы, изделия из золота, которое считалось солнечного происхождения, а также животных и пленных. (Ср. ацтекского Уицилопочтли).

---

Тонатиу ("Солнце"), Куаутемок ("нисходящий орёл"), Пильцинтекутли ("юный владыка"), Тотек ("наш вождь"), Шипилли ("бирюзовый царевич") - в мифологии ацтеков: бог Солнца. Изображался в виде юноши с лицом красного цвета и пламенными волосами, чаще всего в сидячей позе, с солнечным диском или полудиском за спиной. Для поддержания сил и сохранения молодости Т. должен каждый день получать кровь жертв, иначе во время путешествия ночью по подземному миру он может умереть, поэтому каждый день его путь до зенита сопровождается душами принесённых в жертву воинов, павших в битве. По представлениям ацтеков, вселенная пережила несколько эр, во время которых Солнцем были различные боги (см. Индейцев астрология). В текущей, пятой эре им стал Т. под календарным именем Науи Олин ("четыре движения"). О происхождении Солнца у ацтеков имелось много мифов, наиболее распространённым был следующий. После сотворения мира (или в начале пятой эры) собрались боги, чтобы решить, кто из них станет богом Солнца. Для этого они развели костёр, куда должен был броситься избранный, но все боялись страшного жара. Наконец, Нанауатль ("усыпанный бубонами"), страдая от страшной болезни, кинулся в пламя, где начал "потрескивать, как жарящееся на угольях мясо". За ним последовал Теккистекатль ("находящийся в морской раковине"), трижды пытавшийся до Нанауатля прыгнуть в костёр, но отступавший от невыносимого жара. Нанауатль стал Солнцем, Теккистекатль - Луной - богом Мецтли. Т. - покровитель союза "воинов-орлов", его символ - орёл. Культ Т. был одним из самых важных в ацтекском обществе. Семира и В.Веташ указывают, что мифологический образ Т. отражает астрологические свойства Солнца в Скорпионе. См. Солярные мифы.

 © Nikolay S.

http://voov.narod.ru/god/solar.htm




RSS лента ВСЕГО блога с комментариями RSS лента ВСЕГО блога БЕЗ комментариев RSS лента этой КАТЕГОРИИ с комментариями RSS лента этой КАТЕГОРИИ и БЕЗ комментариев RSS лента ЭТОГО ПОСТА с комментариями к нему

СОЛНЕЧНЫЕ БОГИ

  • Размер шрифта:

Человек, хоть раз, наблюдавший за тем, как по горизонту в пустыне Сахара катится солнце, роняя лучи на землю, которой тысячелетия назад правили фараоны, понимает, почему египтяне обожествляли этот золотой сияющий диск и связывали с ним важнейших мифологических существ.

Чтобы понять солнечные культы древних египтян, рассмотрим вначале концепции возникновения жизни на земле.

Историю Древнего Египта принято делить на несколько частей: додинастический период, древнее царство, среднее царство, новое и несколько меж династических периодов. О додинастическом периоде известно очень мало. Знаем мы лишь то, что существовало два царства: Верхний и Нижний Египет. В 3000 г. до н.э. правитель Верхнего Египта Менес, а по некоторым источникам Нармер, завоевал Нижний Египет, объединив страну. Он основал столицу Мемфис и первую династию фараонов. Верховным божеством пантеона он избрал солнечного бога Гора. Возможно это решение было связано с Гелиопольской концепцией о сотворении мира. По этой версии из первобытного хаоса Нуна вместе с холмом Бен-Бен появился бог Атум, который сам себя оплодотворил и родил. Он создал бога Шу - воздух, богиню Тефнут - влагу, бога Геба - землю и богиню Мут - небо. Затем он разделил Геба и Мут, но перед этим они успели создать пять богов: Осириса, Изиду, Сета, Нефтис и Гора. Следует задать вопрос: "Почему из пяти божеств верховным был избран именно Гор"?

Ответ возможно заключен в следующей легенде: Осирис и его жена Изида правили на земле, но брат Осириса Сет захотел заполучить власть в свои руки и с помощью хитрости, заточив Осириса в сундуке, выбросил его в реку. Узнав о злодеяниях мужа, Нефтис объединилась с Изидой и помогла ей найти сундук с телом Осириса. Но Сет украл тело Осириса, и разрубив его на 14 частей, разбросал по всему Египту. На этот раз к поискам Нефтис и Изиды присоединился сын Нефтис и Осириса Анубис - один из богов загробного мира, который помог найти части тела Осириса и оживить его. Осирис становится повелителем загробного царства, а у Изиды рождается сын по имени Гор, который мстит Сету за смерть отца и возвращает себе трон - наследие Осириса.

Существовало две ипостаси Гора. В первой он представал в качестве сына Изиды и Осириса и мужем богини веселья, любви и красоты Хатхор, изображавшейся в виде женщины с головой коровы. Во второй же, как брат Изиды, Осириса, Нефтис и Сета и сыном Хатхор.

Сам бог Гор изображался в виде человека с головой сокола. Око Гора помещалось иногда над головами других божеств в качестве символа покровительства, его использовали в записи дробных чисел. По легенде свое око Гор потерял в битве с Сетом.

Одно из пяти имен фараонов первых династий отождествлялось с Гором. Храмы в честь этого бога возводились на территории Египта на протяжении почти всей его истории. Кроме этого обожествлялись священные птицы - соколы. После смерти, обитавших в храмах священных птиц, мумифицировали и хоронили с почестями.

Во времена 3-й и 4-й династии (Древнее царство) своего апогея достиг культ бога солнца Ра. Этот бог выделился из всего пантеона благодаря гелиопольской концепции. Дело в том, что Атум - это бог заходящего солнца. В последствии его и бога восходящего солнца Хепри отождествили с Ра. Атум, Хепри и Гор теперь стали ипостасями Ра. Из Гелиополя культ распространился по всему Египту. Фараон стал считаться сыном Ра. Одно из своих имен он писал именно так. И после смерти мог перевоплотиться в самого бога Ра. Возможно, именно с этим культом связаны такие монументальные памятники истории, как ступенчатая пирамида Джосера (3 династия) и пирамиды Хуфу, Хафра, Менкаура (4 династия).

Легенда гласит, что каждый день в своей дневной ладье Манджет бог Ра плывет по небу, перевозя в ней солнце. Когда ночная ладья Месекхтет спускается в подземное царство, наступает ночь. Там Ра приходится сражаться с богом тьмы, змеем Апопом. Одержав победу, Ра снова возвращается на горизонт, возвещая о наступлении очередного дня.

Ра изображали по-разному: в виде сокола или человека с головой сокола, а иногда в образе большого кота. На такую, довольно не обычную интерпретацию, могла повлиять богиня солнца более позднего периода Мафдет, которая изображалась в образе гепарда или кошки. Око Ра использовалось и как око Гора. Так например, по легенде Ра не чувствуя в себе силы противостоять Апопу, передал око своей дочери Хатхор, поручив ей защиту от сил зла. Всем живым существам Ра обещал аналогичную жизнь в загробном царстве. Это означало, что фараон оставался фараоном, жрец жрецом, крестьянин крестьянином.

Постепенно социальное положение страны потребовало каких-либо изменений в религии. Исторические события способствовали культу Амона занять главенствующие позиции. Во время правления 12-й династии (Среднее царство) азы были заложены. А после изгнания гиксосов и укрепления статуса столицы Фивы фараонами 18-й династии (Новое царство), Амон окончательно выделился из всего пантеона. Бог солнца Амон, как первичный и вездесущий, обещал позаботиться о каждом живом существе, о каждом забытом и обездоленном. Амон считался отцом всех других богов. Он вместе со своей женой Мут - богиней неба и сыном - лунным божеством Хонсу, составляли Фиванскую Триаду. Изображался Амон в виде человека в короне с двумя белыми перьями - "атеф" или в виде барана. Культ Амона и культ Ра некоторое время продолжали существовать параллельно. Но вскоре соединились в единый культ бога солнца Амона Ра. Теперь он изображался в виде человека в короне "атеф" и с солнечным диском. К священным животным Амона Ра отнесли барана, жука-скарабея, белого гуся и белую змею.

Оставалась лишь одна проблема: в Гелиопольской концепции о сотворении мира не существовало бога с подобным именем. В данном вопросе следует учесть, что в наиболее крупных городах Древнего Египта существовали свои божества, свои представления и концепции. В этот промежуток истории из всех выделялись мемфисская и гермопольская концепции. В первой говорилось, что из Нуна вместе с первичным холмом появился бог Птах, сотворивший всех богов по своему образу и подобию и назвал их своими именами. Его творящим словом считался бог Сиа, а магической силой слова - бог Хека, с помощью которых он и творил. В этой версии Амона тоже нет среди первозданных богов. А вот в гермопольской версии он входит в восьмерку первых богов. Они: Ну и Ненет - водная стихия, Кук и Кукет - мрак, Хух и Хухет - бесконечность в пространстве, Амон и Амонет - тайное, вышли парами из хаоса Нуна самостоятельно, как женское и мужское начало. Но такую незначительную роль верховное божество пантеона играть не могло и появилась новая фиванская концепция, согласно которой до появления всех богов существовал змей по имени Кем-атеф в ипостаси Амона. Умирая, он приказал сотворить бога Птаха в Мемфисе, Атума в Гелиополе и Амона в Гермополе. Таким образом, все концепции о сотворении мира стали включать в себя Амона.

Атон - это еще один солнечный бог Египта. Но в отличие от предшественников его история довольно не обычна. Культ Атона является единственным примером монотеизма не только в истории Египта, но и во всей древневосточной культуре. К началу правления одного из фараонов 18 династии Аменхотепа-I U , в Египте существовало неисчислимое количество богов. К примеру, только ипостаси Гора насчитывалось более 20. Аменхотеп-I U , сменив свое имя на Эхнатон и основав новую столицу Египта Ахетатон, объявил о новом религиозном течении. Бога Атона он провозгласил единым, воплощающим в себе и женское и мужское начало, совершенным, вечным, вездесущим духом всего живого. Соответственно других богов быть не могло. И конечно, жречество не могло поддержать новую политику. Несмотря на это она пришлась по вкусу приближенным фараона и просуществовала 17,5 лет. Атона представляли в виде солнечного диска с распростертыми во все стороны руками. В народных массах культ Атона не снискал постоянных приверженцев, и после правления Эхнатона был затерян. Ахетатон был разграблен, а Фивы вернули себе статус религиозной и политической столицы. Амон Ра снова занял главенствующее место в пантеоне богов.

Кроме богов, символизирующих силу солнца, в древнеегипетской мифологии существовали связанные с ними существа, такие как Бену, Сфинкс, "небесная корова".

Сфинкс или Шесепанх считался вместилищем души бога солнца. Его баранья голова воспринималась не только как голова священного животного, но и как символ плодородия. Сфинкс вмещал все то, что содержал в себе бог: силу, разум, щедрость.

Бену - мифологическое существо, непосредственно связанное с богом солнца. По гелиопольской концепции именно эта птица появилась после холма Бен-Бен и свив на его вершине гнездо, снесла яйцо, из которого в последствии и появился Атум. "Бен" - означает возникать, "Бену" - возникшая сама из себя. Изображалась в виде цапли. Символизировала Ба Ра и воскрешение души.

Еще один вариант рождения бога солнца звучит так: ребенок Ра появился из цветка лотоса. По другой же версии его родила "небесная корова". Эти два взгляда в последствии были объединены.

В Древнем Египте не было единого мнения, и в разные промежутки времени верх одерживала то одна, то другая концепция.

Со временем одни легенды забывались, другие, следуя за событиями, претерпевали изменения, третьи оставались прежними, но солнечные боги всегда занимали ведущие позиции в мифах и легендах, религиозных культах и верованиях.

Бог солнца в любой период истории играл важнейшую роль и в концепциях о сотворении мира. Можно даже сказать, что по представлениям египтян жизнь на Земле не могла зародиться без участия солнца.

Елена Хвощёва

http://monefon.narod.ru/Solnechnae.html




RSS лента ВСЕГО блога с комментариями RSS лента ВСЕГО блога БЕЗ комментариев RSS лента этой КАТЕГОРИИ с комментариями RSS лента этой КАТЕГОРИИ и БЕЗ комментариев RSS лента ЭТОГО ПОСТА с комментариями к нему

Прыг: 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39
Скок: 10 20 30
English German French Spanish Italian Japanese

Самые Главные


Доктор Базанов в Тольятти предлагает

Анонсы статей по темам:


Индивидуальные Годовые Ритмы обретаются здесь

Оглавление категорий:

Сервисы

Наши услуги:


Нас по- и читают:


free counters

Сейчас на сайте:


Счетчик любви Google
 
январь, 2022
пн вт ср чт пт сб вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31            

Домен для тебя:


Хостинги любые:

Виртуальный хостинг от 1$, шаблон сайта бесплатно

Подпишитесь на бесплатную рассылку Лео Шарка:
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ГОДОВОЙ
РИТМ - ПОДРОБНОСТИ

  Ваше имя :
  Ваш надёжный email :

Поддержите рубликом жизнеспособность сайта!


Для самоделкиных и почемучкиных:


Солнечные Круги обретаются здесь

Избранный софт:


Ars Phoebea

На верх страницы .
Created in 0.01301 seconds Leo Sharq Design by Amalgams 2009