Как трое ульяновцев солнечное затмение наблюдали

  • Размер шрифта:
New Page 1

На Земле можно наблюдать четыре вида солнечного затмения: полное, кольцеобразное, кольцеобразно-полное, частное. Солнечное затмение 1 августа 2008 года наблюдалось практически по всей территории России. А узкая полоса в 150-200 километров полной фазы затмения проходила по Сибири. Ульяновцы Николай Кардаков учитель физики и автор этой статьи, Александр Никифоров - инженер-строитель и Антон Суетин - врач-онколог захотели его увидеть и выбрали город Нижневартовск. Полная фаза там продолжалась 2 минуты 27 секунд. Трудно описать чувство, которое охватило наблюдателей в момент, когда Луна полностью закрыла диск Солнца. Наступила полная ночь, вспыхнули три светила: Меркурий, Венера и Регул. Все люди почти одновременно вскрикнули в восторге и почти в первобытном страхе.
Мы снимали затмение при помощи цифровых и пленочных фотоаппаратов и на видео. Получилось все отлично, но все изображения на фото и видео не идут ни в какое сравнение с непосредственным наблюдением явления.
Когда наш попутчик узнал, для чего мы приезжали за 2000 км, то заявил, что ни за какие деньги он бы этого не сделал. Но у каждого свои причуды.
В Ульяновске любителей астрономии не много. Это увлечение не из дешевых. Но мы находим средства для покупки телескопов, фотоаппаратов. Кстати, Антон Суетин имеет самый крупный телескоп в Ульяновске: 305-миллиметровый «Шмидт-Кассегрен». Много времени мы посвящаем наблюдениям. Статистика, кстати, говорит о том, что продолжительность жизни астрономов далеко за 80 лет.
Следующее полное солнечное затмение в России будет только в 2061 году. Правда, в Китае оно будет 22 июля 2009 года, а так как многие россияне отдыхают за границей, то я рекомендую не пропустить этот случай.
В заключение выскажу мысль об астрономии и астрологии. Астрономия - это наука, а астрология - лженаука.
Недавно Владимир Путин очень четко высказался по этому поводу. Православная церковь резко отрицательно относится к астрологии, но многие журналы и газеты продолжают публиковать астрологические прогнозы.

 

Николай КАРДАКОВ, член Российской ассоциации учителей астрономии.

http://www.sm-k.narod.ru/archives/2008/aug/92/23.html




RSS лента ВСЕГО блога с комментариями RSS лента ВСЕГО блога БЕЗ комментариев RSS лента этой КАТЕГОРИИ с комментариями RSS лента этой КАТЕГОРИИ и БЕЗ комментариев RSS лента ЭТОГО ПОСТА с комментариями к нему

Культы и ритуалы древней Кореи

  • Размер шрифта:

А.А.Маслов

Культы были весьма разнообразны. Еще в первых веках нашей эры корейские племена поклонялись Небу, в честь которого, как свидетельствует “Саньго чжи”, в десятом месяце приносились жертвы. [i] Иногда такие жертвоприношения устраивались и перед началом военных действий. [ii] Культ Неба в определенной степени мог быть связан с конфуцианством, которому, как известно, свойственно признание Неба как верховного владыки, наделенного божественной волей (Ю.В. Ионова считает, что в такой интерпретации культ Неба пришел в Корею из конфуцианства). [iii] Впрочем, культ Неба у корейских племен появился до проникновения в Корею конфуцианства и понимался несколько иначе. Как считает Р.III. Джарылгасинова, “по мнению древних когурёсцев, жизнь и судьба людей зависели от духов Солнца, Луны и многочисленных звезд, „населявших” небо” [iv] . Люди племени е, по сообщениям китайских летописцев, умели гадать по созвездиям и пытались предугадывать урожай будущего года [v] . Особым почитанием, по мнению Р.Ш. Джарылгасиновой, у древних когурёсцев пользовались семь звезд Большой Медведицы, изображение которых часто встречается в погребальной живописи. [vi]

Очень распространенными были культы гор, пещер и рек. Ю.В. Ионова склонна связывать культ пещеры с культом медведя, [vii] однако культ пещер, как и гор, имел, видимо, более широкое распространение, встречаясь и у племен, у которых не имел большого значения культ медведя (в частности, в Силла).

Солярный культ, отражавший суточный и годовой солнечные циклы, общий для всего региона Юго-Восточной Азии, из Кореи пришел в Японию, в виде мифа о Женщине-Солнце. В реконструкции он выглядит так: “В море обитает огромная Черепаха. Когда она всплывает на поверхность, ее можно принять за плавающий остров-гору. На голове Черепахи располагается Дракон (Змей). Черепаха и Дракон – супружеская пара, которая то всплывает на поверхность, то погружается в воду. Они производят на свет дитя – Дочь-Солнце. Дитя появляется из головы Черепахи поначалу в стадии “предмета” – в виде цветка, красной яшмы, жемчужины и т. п. Дракон вымогает “предмет” у Черепахи, прячет его в пояс и держит при себе. Так он “донашивает” дитя. Однажды пара Черепаха и Дракон встречается с юношей, который забирает “предмет” у Дракона. Юноша относит его в свой дом, где он и превращается в красавицу-девушку, которая становится женой юноши. Жена готовит яства и потчует мужа (или занимается ткачеством или другой хозяйственной деятельностью). Муж без причины бранит жену. Жена в обиде покидает дом мужа и уходит в море, возвращаясь в свое “исходное состояние”: она оказывается вновь в голове Матери-Черепахи”. Иными словами, “появление солнца утром (или усиление его активности ранней весной) мыслится как рождение его в стадии предмета; максимальная его активность днем (или летом) мыслится как превращение в красавицу-девушку и супружество Женщины-Солнца. Угасание солнца вечером (или осенью) понимается как нарушение супружеских отношений Женщины-Солнца, как уход ее из дома мужа. Ночь (или зима) понимается как пребывание солнца в стадии смерти-зачатия в голове своей родительницы Черепахи. И так – каждый день, и так – каждый год”. [viii]

Рис 1. Демонстрация традиционных народных игр в деревне Намсан Ханок, в основе которых лежит солярный культ древних корейских племен.

“Самгук саги” содержит записи, относящиеся к совершению жертвоприношений духам гор и рек. Такое жертвоприношение, например, было совершено в 109 г. из-за налета саранчи. [ix] Особым почитанием в Силла пользовалась, по-видимому, гора Тхэбэксан; жертвоприношения духам этой горы отмечены в 138 и 300 гг. [x] В 413 г., когда, согласно записям в “Самгук саги”, над горой Рансан поднялось облако, издававшее аромат, ван заявил, что это свидетельствует о присутствии духов, сошедших для прогулки с небес, и запретил вырубать на этом месте деревья. [xi]

Одним из тотемистических культов Ю.В. Ионова считает бытовавший у некоторых северных корейских племен культ медведя. [xii] Медведь играет большую роль в легенде об основателе древнего Чосона – Тангуне, который считается сыном божества и медведицы, превратившейся в женщину.

Существовали культы различных животных, как реальных, так и вымышленных: птиц, свиньи, лошади, собаки, дракона. Еще в “Хоухань шу” отмечалось, что у корейских племен “чиновники называются именами домашнего скота, например конь-га, бык-га, собака-га”. [xiii] Дракон считался у древних корейцев существом могущим вызвать дождь.

Все эти верования представляли единый комплекс и не противоречили друг другу. Во всяком случае, на это в источниках нет ни малейшего намека. Напротив, часты случаи упоминания о религиозных действиях, совершаемых одновременно и относящихся к различным культам. Например, в “Самгук саги” под 253 и 668 гг. говорится о жертвоприношениях по одним и тем же поводам одновременно и на алтарях предков, и духам знаменитых гор. [xiv] В 628 г. по случаю засухи, во-первых, перевели рынок на другое место (действие, связанное с геомантией), а во-вторых, вымаливали дождь, нарисовав изображение дракона. [xv] Интересны также культовые действия, совершаемые при дипломатических контактах. Когда в 665 г. Пуё Юн, китайский ставленник в Пэкче, заключал с Силла мирный договор в присутствии китайского посла, договаривающиеся стороны приносили клятву на крови жертвенного животного, после чего мясо его было закопано к северу от места жертвоприношения, а затем послы совершили поездку с целью совершить весенние жертвоприношения на горе Тайшань. [xvi] Как это следует из одного письма, цитируемого в “Самгук саги”, клятвы на крови жертвенного животного были дипломатической нормой в Корее. [xvii]

Особое значение в Корее имел культ предков. Этот культ был характерен для всей Восточной Азии и первоначально существовал независимо от конфуцианства. Конфуцианство, основу этики которого составляла идея сыновней почтительности, естественно, всячески поддерживало культ предков, придав ему лишь определенную форму и предписав совершение в честь предков тех или иных ритуалов. [xviii]

Культ предков был распространен в Корее задолго до проникновения туда конфуцианства. В “Самгук саги” сведения о жертвоприношениях на алтаре Основателя встречаются в записях, относящихся к самому началу I тысячелетия нашей эры. В Силла, например, алтарь Основателя был сооружен в 8 г. н.э. (насколько можно верить этой дате), и с этого времени на алтаре регулярно отправлялись жертвоприношения. Такие жертвоприношения совершались лично ваном, которому было свойственно исполнение шаманских функций, как правило, в первом-втором месяце второго года правления. Такие официальные церемонии на алтаре Основателя отмечены до конца V в., после чего сообщения об алтаре Основателя исчезают, а вместо них появляются упоминания о жертвоприношениях в Священном дворце (Сингун). Впервые Священный дворец фигурирует в описании жертвоприношений вместо алтаря Основателя в 495 г. (17-й год правления вана Соджи). [xix] Все особенности жертвоприношений в Священном дворце и на алтаре Основателя абсолютно совпадают, из чего следует, что мы имеем дело с тем же культом Основателя.

Однако, начиная, видимо, с VII в. появляются и другие алтари предков, имеющие государственное значение. Эти алтари сооружались в честь предков вана, в том числе и тех, которые ванами никогда не были. Иногда при сооружении алтарей предков нового вана разрушались алтари предшествующих ванов, что, например, отмечено в 785 г. [xx] Обычно каждый ван сооружал по пять алтарей: основателю рода и четырем поколениям прямых предков, что свидетельствует о том, что в то время культ предков полностью носил конфуцианский характер. В целом в “Самгук саги” упоминания о культе предков достаточно часты. Для Силла, например, за I–Х вв. имеется соответственно 4, 8, 8, 3, 7, 4, 5, 7, 10, 2 упоминания об алтаре Основателя (и других предков) и Священном дворце. В Когурё, как уже говорилось выше, существовал культ Основателя Чумона (Тонмёна), а в Пэкче четырежды в год совершались жертвоприношения на алтаре Основателя Кутхэ. [xxi]

О легендах, связанных с происхождением Основателей, следует сказать особо, так как характер “происхождения” того или иного правящего рода (т.е. степень его “божественности”) во многом определяет отношение правителей к другим религиям, что важно для понимания условий их проникновения и распространения.

Основателем Когурё считался Чумон, который в произведениях, созданных в период Корё, отождествлялся с Тонмёном – основателем Пуё, что неудивительно, так как по этническому составу и по уровню социального развития Пуё было родственным Когурё объединением и, как единодушно утверждают китайские (“Суй шу”, “Бэй ши”, “Саньго-чжи”, “Чжоу шу”) и корейские (стела Квангэтхо-вана, “Самгук саги”, “Самгук юса”) источники, когурёсцы являются выходцами из Пуё. Нас, однако, интересуют представления когурёсцев о своем Основателе в IV–VII вв. Как показано А.Ф. Троцевич, в это время существовало представление о том, что основателем Пуё является Тонмён, а Когурё – Чумон. Именно такая версия содержится в произведениях, относящихся к I – VIII вв. [xxii] Если происхождение Тонмёна не связано с конкретным божеством (он был сыном необычным образом забеременевшей служанки одного из правителей северных варварских царств), и обстоятельства его рождения подчеркивают лишь необыкновенность его появления на свет (прием, кстати, применявшийся при описании рождения вполне реальных выдающихся людей и в позднее средневековье), то Чумон прямо назван сыном Небесного владыки Хэмосу и дочери Речного божества. [xxiii] Таким образом, хотя, по преданию, Чумон и вырос в семье вполне “земного” вана Пуё, “божественность” его происхождения отрицать не приходится.

Что касается “божественности” основателей Пэкче, то она сомнительна. Правда, по одному из вариантов легенды, содержащейся в “Самгук саги”, основатели Пэкче, братья Пирю и Онджо, были сыновьями Чумона (и, следовательно, тоже “божественного” происхождения). Однако, по другой версии той же легенды, они были лишь его пасынками. Кроме того, имеется заслуживающая внимания версия “Чжоу шу” о том, что основателем Пэкче был один из вождей маханских общин Кутхэ, женатый на дочери китайского правителя в Ляодуне. Эта версия основывается на донесениях китайского посла, лично видевшего в Пэкче алтарь Кутхэ, на котором приносились ему жертвы как Основателю. [xxiv] О божественном происхождении Кутхэ говорить не приходится.

В Силла, как известно, престол занимали потомки трех родов: Пак, Сок, Ким, находившиеся в родстве между собой. (Постепенно власть стали наследовать ваны преимущественно из рода Ким.) Если обратиться к легендам о происхождении основателей этих родов, изложенных в “Самгук саги”, то можно убедиться, что в их происхождении отсутствует связь с божеством, а имеется лишь элемент сверхъестественного и необычного. Вот как описано рождение Основателя Хёккосе (из рода Пак):

“Однажды Собольгон, старейшина деревни Кохо, глядя на склон горы Янсан, увидел лошадь, которая стояла на коленях и рыдала. Тотчас же он направился туда, чтобы разглядеть ее, но лошадь внезапно исчезла, и осталось только большое яйцо, разбив которое он обнаружил маленького ребенка. Он взял с собой ребенка и вырастил его”. [xxv] Основатель рода Сок – Тхархэ также появился из яйца, рожденного женой вана государства Тапхана (к северу от Японии). Яйцо это приплыло к берегам Силла в ящике, куда было положено женой вана, нарушившей приказ выбросить яйцо. [xxvi] Что же касается рождения основателя рода Ким – Альджи, то оно описано следующим образом: “Весной, в третьем месяце, как-то ночью ван, услышал пение петуха, раздававшееся посреди деревьев бора Сирим, к западу от Кымсона, и с наступлением рассвета отправил Хогона посмотреть, что там. По возвращении Хогон сообщил, что обнаружен маленький ящик цвета золота, висящий на ветке дерева, а под ним поющий большой петух. Ван повелел людям взять ящик и открыть его. Внутри его находился маленький мальчик необыкновенной красоты”. [xxvii]

Таким образом, если не считать основателя Когурё Чумона, корейские правящие роды не вели своего происхождения от божественных предков и не считали себя потомками богов, как это было, например, в Японии. [xxviii] Они почитались сами по себе, как Основатели, а не как дети божества (что в полной мере относится и к Чумону), и культ Основателей представлял собой как бы частный случай по отношению к культу предков в целом.

Несмотря на то, что происхождение Основателей можно при желании, так или иначе (благодаря “чудесному” рождению) связать с какими-либо духами, божествами или вообще божественными силами, следует обратить внимание на резкое отличие между “чудесными” обстоятельствами рождения и претензиями на происхождение от какого-либо конкретного божества, поклонение которому имело место во время проникновения буддизма. Как было показано выше, подавляющее большинство аристократических и правящих родов Кореи не могли претендовать на божественное происхождение.

Вопрос о местной мировоззренческой системе в Корее достаточно сложен и проблематичен. М.И. Никитина, специально занимавшаяся этими проблемами, в ряде своих работ (и в первую очередь в монографии “Древняя корейская поэзия в связи с ритуалом и мифом”) Никитина М.И. приходит к выводу о существовании такой системы в государстве Силла, которая не имела специальных описаний, но “кодировалась в ритуале”. На основе изучения группы древнекорейских поэтических произведений (хянга) М.И. Никитина дает реконструкцию самобытной местной идеологической системы, полагая, что в хянга “отражена некая общая картина мира, что она носит мифопоэтический характер и что в ней воплощена система представлений о мире, ориентированная на воссоздание и поддержание космического порядка, что на Дальнем Востоке очень часто оказывалось почти тождественным созданию и поддержанию государственности”. [xxix]

М.И. Никитина выявила несколько разновидностей ритуала, ориентированного на облик старшего. В основе “системы облика” лежало представление об облике социально значимого лица, старшего, который понимался тождественным социуму и космосу. “В ритуале он имел три ипостаси: антропоморфную, световую и растительную. Облик старшего мыслился как неразрывное единство с младшим, т. е. социально зависимым от старшего лицом. Поскольку облик старшего был тождествен социуму и космосу, предполагалось, что именно его состояние определяло порядок в мире и благополучие живущих в нем людей”. [xxx] М. И. Никитина установила также, что предшественником рассматриваемого ритуала в одних случаях является шаманский ритуал, в других случаях – солярный ритуал двух типов. “В основе одного из этих солярных ритуалов – миф о Стрелке-Солнце и двух хозяевах стихий”, т.е. этот ритуал “как система сложился... на базе местных, более древних, частных по отношению к нему ритуальных систем”. [xxxi]


 


[i] Пак М.Н. Описание корейских племен начала нашей эры (по “Сань-го чжи”). Проблемы востоковедения. М., 1961, №1, с. 120.

[ii] Джарылгасинова Р.Ш. Древние когурёсцы. М., 1972, с. 162.

[iii] Ионова Ю.В. Религиозные воззрения корейцев (по материалам МАЭ). – Культура народов зарубежной Азии и Океании. Л., 1969, с. 172.

[iv] Джарылгасинова Р.Ш. Древние когурёсцы. С 162.

[v] Джарылгасинова Р.Ш. Указ. соч., С. 163.; Бичурин Н.Я. (Иакинф). Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. Т. II М.-Л., 1950, с. 31.

[vi] Джарылгасинова Р.Ш. Указ. соч., с. 163.

[vii] Ионова Ю.В. К вопросу о культе медведя, пещер и гор у корейцев. Вып. 13. М., 1974, с. 155.

[viii] Никитина М.И. Древняя корейская поэзия в связи с ритуалом и мифом. М., 1982, с. 145–146.

[ix] Ким Бусик. Самгук саги. Летописи Силла. Изд. текста, пер., вступит. статья и коммент. М.Н. Пака. М., 1959, с. 85.

[x] Ким Бусик. Там же, с. 89, 105.

[xi] Там же, с. 114.

[xii] Ионова Ю.В. К вопросу о культе медведя, пещер и гор у корейцев. – “Страны и народы Востока”. Вып. 13. М., 1974, с. 155.

[xiii] Бичурин Н.Я. (Иакинф). Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. Т. II М.-Л., 1950, с. 22.

[xiv] Ким Бусик. Самгук саги… с, 101, 175.

[xv] Там же, с. 143.

[xvi] Там же, с. 171.

[xvii] Там же, с. 184.

[xviii] Описание Кореи. Ч. 2. СПб., 1900, с. 30.

[xix] Ким Бусик. Самгук саги. С. 123.

[xx] Самгук юса (“Дополнение к истории трех государств”). Пхеньян, 1960, с. 241.

[xxi] История Кореи. Т. I. М., 1974, с. 77.

[xxii] Никитина М.И., Троцевич А.Ф. Очерки истории корейской литературы до XIV в. М., 1969, с. 33.

[xxiii] Джарылгасинова Р.Ш. Древние когурёсцы. С. 84; Никитина М.И., Троцевич А.Ф. Очерки истории корейской литературы до XIV в. С. 39.

[xxiv] История Кореи. Т. I. М., 1974, с. 53.

[xxv] Ким Бусик. Самгук саги. С. 71.

[xxvi] Там же, с. 79.

[xxvii] Там же, с. 81.

[xxviii] См. Мещеряков А.Н. О некоторых особенностях раннеяпонского буддизма. – Древняя Индия. М., 1982.

[xxix] Никитина М.И. Древняя корейская поэзия в связи с ритуалом и мифом. М., 1982, с. 9.

[xxx] Там же, с. 309

[xxxi] Там же, с. 311.

http://www.humanities.edu.ru/db/msg/47035




RSS лента ВСЕГО блога с комментариями RSS лента ВСЕГО блога БЕЗ комментариев RSS лента этой КАТЕГОРИИ с комментариями RSS лента этой КАТЕГОРИИ и БЕЗ комментариев RSS лента ЭТОГО ПОСТА с комментариями к нему

Что не дало нашей планете замерзнуть?

  • Размер шрифта:
Что не дало нашей планете замерзнуть?

Миллиарды лет назад мощность Солнце была гораздо меньше, что представляло для нашей планеты серьезную угрозу: Земля должна была стать такой же холодной, как Марс.

Однако этого не произошло. Некоторые из причин этого удалось узнать благодаря исследованию, проведенному сравнительно недавно.

Солнце, которое сияло над ранней Землёй, было приблизительно на 25 процентов более тусклым, чем сегодня. Таким образом атмосферные температуры по логике являлись более холодными. Но древние скальные образования показывают, что уже тогда жидкие агрегатные состояния воды существовали. Следовательно, температуры превосходили температуру замораживания.

Существует предположение о действии парниковых газов в качестве изолятора. Все расчёты показывали, что углекислый газ в атмосфере должен в таком случае иметь крайне высокое парциальное давление более чем в 50 миллибар, дабы поддерживать высокую температуру.

Многие подобные парадоксы и загадки долгое время являлись неразрешимыми для науки. Лишь недавние исследования предоставили первые положительные шаги к объяснению таких необычных процессов.

Филипп вон Парис (Philip von Paris) из немецкого Космического Центра в Берлине вместе с его коллегами построил новую модель. В ней представлены и проанализированы типичные образцы, уровни давления и иерархическое представление атмосферных газов того времени. Оказалось, что сама атмосфера являлась лучшим изолятором, чем предполагалось. CO2 с парциальным давлением только в 2,9 миллибар был в состоянии держать температуры выше замораживания около 2 - 2,5 миллиардов лет назад.
Однако парадокс периода 2,5 - 4,6 миллиардов лет назад, когда солнце светило еще слабее, так и остается одной из сложнейших загадок. Тем не менее, благодаря первым серьёзным экспериментам и математическим моделям удалось обнаружить реальные скрытые возможности автономной атмосферы по поддержанию температуры. Данные, полученные немецкими специалистами, могут в дальнейшем помочь в изучении состояния планеты Земля в прошлом и в будущем.

http://ufolog.ru/news/detail.aspx?id=9886




RSS лента ВСЕГО блога с комментариями RSS лента ВСЕГО блога БЕЗ комментариев RSS лента этой КАТЕГОРИИ с комментариями RSS лента этой КАТЕГОРИИ и БЕЗ комментариев RSS лента ЭТОГО ПОСТА с комментариями к нему

Прыг: 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39
Скок: 10 20 30
English German French Spanish Italian Japanese

Самые Главные


Доктор Базанов в Тольятти предлагает

Анонсы статей по темам:


Индивидуальные Годовые Ритмы обретаются здесь

Оглавление категорий:

Сервисы

Наши услуги:


Нас по- и читают:


free counters

Сейчас на сайте:


Счетчик любви Google
 
январь, 2022
пн вт ср чт пт сб вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31            

Домен для тебя:


Хостинги любые:

Виртуальный хостинг от 1$, шаблон сайта бесплатно

Подпишитесь на бесплатную рассылку Лео Шарка:
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ГОДОВОЙ
РИТМ - ПОДРОБНОСТИ

  Ваше имя :
  Ваш надёжный email :

Поддержите рубликом жизнеспособность сайта!


Для самоделкиных и почемучкиных:


Солнечные Круги обретаются здесь

Избранный софт:


Ars Phoebea

На верх страницы .
Created in 0.00769 seconds Leo Sharq Design by Amalgams 2009