Культ солнца был широко
распространен в религиях земледельческих народов всей Америки, будучи тесно
связанным с обрядами плодородия. С переселением же земледельческих племен в
степи и переходом их к верховой охоте и к коневодству этот культ претерпел
глубокие изменения, переплетаясь с верованиями и ритуалом промысловых культов.
Учитывая значение бизонов
в жизни степных индейцев, не удивительно, что наиболее яркой чертой их
религиозной жизни было возникновение синкретического культа, в котором сливались
почитание солнца и бизона. Яркий пример этого дают тетоны, по представлениям
которых бизоны — это “люди солнца”, хозяин бизонов — это и друг солнца и нечто
общее с солнцем (14).
Наиболее ярким
проявлением этого синкретического культа была сложная обрядность важнейшего в
обществе степных кочевников летнего празднества, получившего название “пляски
солнца”. Эта пляска приобрела значение не только главного общеплеменного, но и
межплеменного летнего празднества у всех племен американских степей независимо
от их прошлой предыдущей истории.
Устройство празднества
приурочивалось к периоду летнего солнцестояния. Им завершался сезон летней охоты
на бизонов. Поэтому в известной мере это был праздник благодарения.
Синкретизм культа солнца
и культа бизона ярко проявлялся и во внешнем ритуале празднества. Череп бизона у
всех племен занимал в нем важное место. Он устанавливался на алтаре,
устраивавшемся в центре храмового сооружения, около “столба солнца”. На голове
руководителя празднества также укреплялся череп бизона. Кроу в жертву солнцу
приносил белую бизониху.
Священная пища во время
празднества состояла из бизоньих языков.
О религиозном синкретизме
этого празднества говорит и специальный ритуал у дакотов, согласно которому
непорочные девушки подходили к священному столбу, прикасались к нему, поднимали
правые руки к солнцу и кланялись черепу бизона, положенному около столба (15). У
Оглала тетон-дакотов обряды первого дня пляски были непосредственно связаны с
культом бизона. Они состояли из шествий, бизоньих плясок и торжественного
поедания бизоньего мяса. Моления при этом обращались к солнцу и бизону, к
Солнцу-Бизону в их единстве (16). Пляской бизона и завершалось празднество.
Пляшущие, имитируя шаг бизонов, двигались вокруг бизоньего черепа, не сводя с
его глаз. Исполнители пляски, по представлению Оглала, становились “людьми
бизона”, в знак чего им давали по бизоньему хвосту. Люди называли их также
“людьми солнца” (17).
Это переплетение культа
бизона и солнца проявлялось и у других племен американских степей. Своеобразное
осмысление истории этого синкретизма дается в одном из мифов понка, где
говорится, что сначала было солнце, отождествлявшееся с очагом. Затем из земли
вышел бизон с трубкой, он предложил себя в жертву людям. “Поэтому,— пишет Дж.
Дорсей, приводящий этот миф,— простейший алтарь состоит из очага,
символизирующего солнце, бизона, и шалфея как символа людей” Шалфей мог служить
и символом трав, обеспечение роста которых было жизненно важно для
коневодческого хозяйства индейцев. Травы обеспечивали и обилие бизонов.
Ритуал праздника солнца
варьировал от племени к племени, но в нем были и общие элементы, такие, как
возведение храмового сооружения, установление в нем священного столба — столба
солнца”, сооружение в нем алтаря, наличие узла со священными предметами
почитания, самоистязания и пляски смотрения на солнце”.
Для устройства праздника
у всех племен в центре стойбища возводилось легкое сооружение в форме большого
круга из тонких жердей, соединявшихся в верхней части ремнями из сыромятной
бизоньей кожи и переплетавшихся ветками. В центре того своеобразного храма
устанавливался священный столб, столб солнца”, на вершине которого укреплялся
пучок веток, символизировавший гнездо гром-птицы. Около столба или невдалеке от
него устраивался алтарь с черепом бизона и священным узлом.
Пляска солнца описывается
авторами как ежегодный летний племенной праздник. Однако к середине XIX в. он
стал устраиваться не ежегодно, а лишь по обету того или иного индейца. По данным
Р. Лоуи, кроу, например, отмечали его через 3— 4 года, так как устройство его
было связано с большими расходами. Инициатором праздника становился человек,
давший обет. Но участвовало в нем все племя, пляски и обряды исполнялись членами
различных обществ. Все участники празднества проходили определенный период поста
и очищения паровых банях.
Особенно длителен и строг он
был для инициатора праздника. У кроу и тетон-дакотов в описаниях праздника, в
качестве инициатора его выступал обычно мужчина.
У черноногих же пляска
солнца устраивалась по обету общины, даваемому обычно весной. В связи с этим
обетом всем охотникам племени объявлялось о необходимости заготовить всем для
праздника бизоньи языки. Помощницы давшей обет сушили эти языки и откладывали
впрок до празднества.
С момента объявления об
обете женщина окружалась специальными табу.
Для праздника выбиралось
специальное место, куда перекочевывало все племя. Перемещение его длилось четыре
дня и выливалось в своеобразный яркий парад. Индейцы наряжались в свои лучшие
одежды и украшения, богато украшали коней. Воины ехали в доспехах со щитами и
оружием в руках. Устроительница праздника ехала в женском седле, а заготовленные
языки и предметы культа перевозились в волокуше, прикрепленной к ее седлу.
Во время празднества
устроительница его считалась священной, на голову ей надевали специальный
головной убор, хранящийся остальное время в связанном с пляской солнца священном
узле. Содержимое его раскладывали на алтаре. Характерно, что в этом же узле
хранилась мотыга, считавшаяся еще более священной, чем головной убор, и
свидетельствующая, несомненно, о связи пляски солнца с аграрным культом. В этом
же узле хранились также сумки из сыромятной бизоньей шкуры, кожа барсука, пузыри
для хранения перьев, игравших важную роль в обрядах всех племен, шкурки белки,
ласки. Черноногие приурочивали свой праздник солнца к сезону дозревания рябины и
волчьих ягод. Рябиной угощали внутри культового сооружения лучших плясунов.
Праздник длился около недели, и после него племя распадалось на общины, которые
разъезжались для осенней охоты и выпаса коней (20).
У кроу самым священным
предметом в узле пляски солнца была кукла из бизоньей кожи, символизировавшая
“лицо солнца”. Наследственный хранитель священного узла с этой куклой был
главным организатором праздника.
У всех племен важное
значение в обрядности пляски солнца имел своеобразный венок, сплетавшийся у
понка из шалфея, а у кроу из ивовых веток. По-видимому, этот венок
символизировал солнце, о чем говорит и тот факт, что кроу в центре венка
укрепляли куклу — “лицо солнца”. Характерно, что на куклу, как и на тело
устроителя обряда, наносились знаки утренней звезды”. Это также, несомненно,
указывает на связь пляски солнца с аграрным культом.
Заслуживает внимания
выдающаяся роль женщин в пляске солнца. Как уже отмечалось, у черноногих
праздник устраивался по обету женщины, которая становилась центральной фигурой
священнодействия. Характерно, что мотыга — главная святыня в пляске солнца
чернонсгих — была оружием женского труда. У кроу в описаниях Лоуи центральной
фигурой праздника был мужчина — устроитель праздника, и руководил обрядом
хранитель священного узла, но действовал он непременно в паре с женой.
В заготовке же жердей для
“храма” главную роль у кроу играли женщины. Выбиралась верная своему мужу жена,
которая должна была сделать зарубку на первом дереве, хотя срубал его после
этого гермафродит. Последующие деревья срубали молодые женщины и с помощью своих
любимых доставляли их на место (21). Женщины же рубили ветки для стенных
переплетов и доставляли их на место, сидя верхом на лошади вдвоем с любовником.
У тетон-дакотов подрубленное для священного столба дерево валила женщина (22).
Эта роль женщин в пляске
солнца, как и в обрядах, связанных с культом табака, указывает, несомненно, на
их место в аграрных культах индейцев до их перехода к кочевому коневодству и
охоте.
Что касается объяснения
назначения пляски солнца, то здесь исследователи высказывали различные мнения.
Р. Лоуи (23), например, интерпретировал пляску солнца кроу как молитву о мести
за погибшего в бою сородича. Однако более близко к пониманию сущности этого
празднества подошел, на наш взгляд, Дж. Ховард, писавший, что цель праздника —
молитва о дожде необходимом для роста посевов и травы для бизонов и коней.
Устройство символического гнезда гром-птицы выражало, по
его мнению, стремление
удержать ее как дающее дождь божество на территории племени. Об этом же говорило
и использование водолюбивого дерева ивы для центрального столба (24).
В то же время несомненно,
что развитие войны как промысла и культа не могло не сказаться в ритуале этого
главного празднества индейцев. И гнездо гром-птицы могло указывать на культ
божества войны.
Наряду с общими целями
праздника, такими, как моления о дожде, об удачной охоте на бизонов, как
праздника благодарения, люди обращались к солнцу с личными просьбами. У дакотов
такого рода просители исполняли пляску, во время которой должны были не моргая
глядеть на солнце в течение нескольких часов. У многих племен просьбы к солнцу
сопровождались самоистязаниями, обычно путем самоподвешивания к столбам храма
ремнями, продетыми в отверстия в мышцах или в коже человека. У многих племен
соблюдался обряд, символизировавший умерщвление и воскрешение участников обряда.
Он, несомненно, корнями своими уходил в магию плодородия, связанную с идеей
умирающей и воскрешающей природы, характерную для религии большинства
земледельческих народов. У ацтеков культ умирающего и воскрешающего божества был
связан с человеческими жертвоприношениями. У кроу же, как отмечалось выше, в
жертву солнцу приносилась белая бизониха. На древние истоки пляски солнца как
праздника плодородия указывает наличие в нем оргаистических элементов. На время
праздника снимались ограничения на половые связи между определенными категориями
лиц. Заслуживает внимания запрет военных действий на время праздника солнца.
Исследователей удивляла
эта необыкновенная роль солнца в религии степных кочевников — коневодов и
охотников. Объяснение этому, несомненно, надо искать, с одной стороны, в
земледельческом прошлом ряда степных племен, что позволяет видеть в их пляске
солнца форму аграрного культа, принесенного в степи и приспособленного к новым
условиям их жизни. В то же время необходимо учитывать слияние культа солнца с
культом бизона и гром-птицы и приобретение им нового значения как культа
промыслового. У большинства племен праздник солнца служил поводом для обмена
подарками, для проявления щедрости богатых людей.
Как отмечают
исследователи, команчи не устраивали пляски солнца. У них главным общинным
праздником был обряд призыва бизонов. По окончании же охоты команчи устраивали
праздник благодарения, центральным моментом которого был обряд совместного
поедания языков бизонов (25).
Летний праздник степных
племен в какой-то мере напоминает древний ысыах — кумысный праздник якутов (26).
Из книги Аверкиева Ю.П.
Индейское кочевое общество XVIII-XIX вв. М., 1970
http://www.upelsinka.com/Russian/religion_am.htm